Не так давно попал на экскурсию Иры Масловой по благоустройству Московского района Нижнего Новгорода. Разговор шёл о реализации соответствующей федеральной целевой программы, о местных особенностях и проблемах, что получилось сделать и что не получилось. Все было очень компетентно и структурировано, за что можно Иру только похвалить. Мы прошлись от сквера «Юбилейный» на ул. Страж Революции до бульвара, который будут делать в районе ул. Красных Зорь. #культурныйрайон #городскиеэкспедиции #среда800
Дальше мои размышления от увиденного.
Такое ощущение, что научно-технический прогресс плюнул на мир людей и пошел в обратную сторону. Период полураспада обертки от мороженного, которое я съел по пути на экскурсию, не менее 50 лет. Период полураспада круглой лавочки в сквере Грабина — 3 года. Неспособность современного человека обеспечить долговечность результатов своего труда просто поражает. Всё начинает разваливаться в момент завершения строительства. Облезает, ржавеет, гниет, крошится, трескается и всеми силами стремится как можно быстрее исчезнуть. И состоятельные нижегородцы посылают среднеазиатов латать этот тонущий корабль. Если дальше плодить материальные объекты и дальше снижать их качество, то мигрантов для ремонта рано или поздно чисто математически не хватит.
Хочешь есть и жить не в коробке из-под холодильника — иди клади плитку, а через год снова ее клади в том же месте, потому что старая развалилась, а через год еще раз. Экономическое принуждение к труду не сильно лучше административного, а принуждение к бессмысленному труду — вовсе легализованное насилие. «Хочешь — ешь, а хочешь — не ешь» — нихрена не выбор. Если для счастья и радости ста нижегородцев от использования благоустроенного места нужно обречь одного несчастного таджика на выполнение бредовой работы — то к черту такое благоустройство.
Нужна новая этичная концепция. Сейчас правильность принимаемых решений определяется максимизацией количества людей, которые будут этим самым благоустройством пользоваться. А на мой взгляд, в первую очередь необходимо минимизировать принудительную работу по его обслуживанию. Нужно постоянно задавать себе вопрос: «Во что превратиться этот двор, когда весь труд в стране станет исключительно добровольным?». (считаю, что ББД неизбежен). Представляется три возможных решения: 1) полностью необслуживаемое благоустройство, 2) территория поддерживается людьми, которые ей непосредственно пользуются, 3) какой-то промежуточный вариант, когда долговременные работы (например, по инженерным коммуникациями, асфальтирование, бетонирование, земляные работы и пр.) выполняются сторонними организациями, а высадка деревьев, цветников, отсыпка дорожек, строительство качелей, детских городков, футбольных коробок и т.д. выполняется жителями самостоятельно и ими же поддерживается в должном виде (трудом, а не рублём).
Первый вариант можно наблюдать на набережной Оки выше метромоста и в урочище Слуда. Там почти нижегородский Ангкор-Ват, только в данном случае слабая северная природа не способна разломать толстый советский железобетон. Я регулярно гуляю по этому маршруту с плеером и встречаю точно таких же гуляющих с плеером людей. Там не надо стоять на светофорах, уворачиваться от автомобилей, расходиться с другими людьми на тротуарах, ничто не прерывает твою рефлексию. Каждый раз практически незаметно дохожу до Мызинского моста. Т.е. у места сложилась специфичная функция, для которой не нужно ничего кроме бетонной набережной и асфальтовых дорожек и обслуживать здесь практически ничего не надо. Очень надеюсь, что у Нижнего не хватит средств что-либо там испортить, советское благоустройство на этой набережной еще полвека продержится.
Пример второго варианта — пятачок гиговальни в Почаинском овраге, где в лучших традициях DIY эстетики группа ребят поставила летнюю сцену, сколотила самопальные лавочки и отсыпала гравием танцпол, проводят концерты и собираются по вечерам. Сами сделали, сами используют, сами получают удовольствие. Вообще удивительно, сколько уже десятилетий панк-сообщество продавливает необходимость нового отношения к жизни. «Если ты чем-то пользуешься, или тебе что-то нужно, попытайся выполнить всё сам». Ничто не должно мешать жителям делать хоккейные коробки или детские городки в своих дворах. Чем меньше экономических отношений в человеческой жизни — тем лучше.
P.S. Уже дома я просмотрел проекты скверов и парков с экскурсии, и нашел еще один спорный момент, который меня не устраивает. В большой доле случаев термин «благоустройство» в названии проекта некорректен и обесценивает труды прошлого поколения. Полвека назад люди уже проделали львиную долю работы, генпланист и архитекторы разработали проект, в котором разбили сквер, потом толпа рабочих во главе с прорабом выполнили все работы по подготовке территории, озеленили ее, провели освещение, проложили основные тротуары. Потом приходит новое поколение специалистов и ведет себя так, словно тут ничего раньше не было. «Мы благоустраиваем территорию» — нет, это не так, вы занимаетесь восстановлением благоустройства или «переблагоустройством» (как возможный вариант нового термина). Не надо присваивать себе чужие заслуги. Вот бульвар в районе ул. Красных Зорь действительно «благоустройство территории», т.к там все делается практически с нуля.